Статьи

ребёнок плохо учится в школе: наказывать или нет? Советы психолога

Любой ребёнок может получить плохую оценку. Что с этим делать? Как реагировать родителям? Я рекомендую каждому родителю для начала разобраться в причинах плохой оценки. Ваш ребёнок может получать плохие оценки по нескольким причинам.

Первая причина - это элементарно из-за отсутствия знаний по данной теме.

Вторая причина – при достаточном уровне знаний плохая оценка может быть получена из-за волнения.

Третья причина - скажем, из-за плохого поведения на уроке. Ребёнок может вполне себе всё знать, и даже не волноваться, но быть неусидчивым и невнимательным, много болтать и не придавать большого значения оценкам.

Какие ещё причины плохих оценок знаете вы?

Что касается первого варианта – отсутствие знаний - то тут всё просто, вы можете помочь ребёнку разобраться в сложной для него теме, либо нанять репетитора. И ваша психологическая задача, как родителя – не усугубить ситуацию. Если вы будете ругать, стыдить или наказывать вашего ребёнка – то вы лишь усугубите его волнение, и плохих оценок станет ещё больше.

Поговорим о том, как помочь ребёнку в случае, когда его волнение мешает нормально учиться. Часто случается так, что в спокойной домашней обстановке ребёнок блестяще справляется со всеми заданиями, решает упражнения на «пятёрку». Однако, стоит ему прийти на контрольную работу в школу, как он тут же получает плохую оценку. В итоге картина может быть такова: дома с репетитором или с родителями ребёнок демонстрирует хорошие знания материала, но, в то же время, на уроках не может продемонстрировать свои хорошие знания.

В таких случаях иногда родители увеличивают количество дополнительных занятий, разбавляя всё это выплёскиванием своего недовольства на ребёнка. В итоге и без того замученный школьник занимается дополнительно несколько часов в неделю, однако в школе всё равно получает плохие оценки. Дома родители ещё больше могут ругать своего сына или дочь. Ребёнок старается заниматься "на полную", делает всё, что может, снова получает двойку, снова приходит домой, его снова ругают или наказывают.

 

Наказания, крики и ругань на детей, унижение, физическое и эмоциональное насилие лишь усиливают детскую тревогу, а соответственно ухудшаются оценки.

Общение, подобное описанному выше, убивает любую мотивацию к учёбе. В ситуации школьника результат подобного общения его родителей с ним может вылиться в полной отсутствие желания учиться в школе. Подобное общение оставляет внутри у детей переживания, расстройство, негативные эмоции. Перед лицом рассерженного родителя ребёнок часто остаётся практически полностью беззащитен: он меньше ростом, младше, а также знает, что не может перечить родителям, а обязан подчиняться.

И что же остаётся делать человеку, которому некуда выплеснуть и некому высказать свои эмоции? Многие дети к этому моменту начинают «забивать» на учёбу, перестают вовсе стараться, уходят в себя, у них появляется апатия. Нередки в таких случаях также панические атаки и другие тревожные расстройства. У ребёнка может появиться грубое общение с учителями и сверстниками. Более того, у ребёнка формируется страх перед контрольными работами в школе, страх получить плохую оценку, ненависть к учёбе. Постоянная жизнь в страхе может приводит к совершенно различным последствиям - от депрессии или невроза. Страх может иметь накопительный эффект, заполнить весь внутренний мир маленького человека. У ребёнка может также появиться глубокое чувство внутреннего отчуждения, неприятия себя.

Что делать в подобной ситуации родителям? Продолжать ли наказывать ребёнка за плохие оценки в школе? Конечно, нет.

Все мы живые люди, и мы часто хотим слышать слова понимания и поддержки. Ваш ребёнок не исключение. Как часто ваш ребёнок ощущает внутри лёгкость и свободу при общении с родителями? С чем ассоциируется у вашего ребёнка учёба? С руганью или с положительными моментами?

Если ваша ситуация превратилась или начинает превращаться в такую катастрофу, я рекомендую вам срочно начать хвалить вашего ребёнка. Не перехваливать и нахваливать, но параллельно с двойками обращать своё внимание и на хорошие моменты тоже.

В ворохе «двоек» и «троек» обязательно найдётся то, за что можно похвалить. Если в школе ребёнок проходит формулы сокращённого умножения, то он может неправильно «упростить выражение». Но, попробуйте посмотреть повнимательнее в его тетрадь. Быть может, в процессе решения ребёнок верно умножил 12 на 7, знает правила приведения подобных слагаемых, а также верно сложил две обыкновенные дроби.

Если, к примеру, ребёнок принёс домой плохую оценку за диктант по русскому языку, а в тетради имеется много исправлений и ошибок, ваша задача здесь – постараться найти те слова, которые сын или дочь написал(а) правильно. Таких слов не может не быть. Обратите внимание и на правильно написанные слова тоже. Похвалите за них. Свяжите учёбу у вашего ребёнка с чем-то положительным и приятным для него. Пробудите у ребёнка желание учиться. Ребёнок поставил запятую между однородными членами предложения? Отметьте это!

Ещё родителям будет полезно обращать своё внимание на старание ребёнка. Именно на старание, независимо от результата. Если, скажем, дочь реально готовилась к контрольной, но получила трояк – всё равно отметьте то, как она старалась. И тогда в следующий раз при подготовке к контрольной она с удовольствием постарается ещё раз.

 

Итак, формула общения родителей с ребёнком такова:

ХВАЛИТЬ НАДО НЕ ЗА ОЦЕНКИ, А ЗА СТАРАНИЕ.

У ребёнка должны остаться позитивные воспоминания об учёбе в школе и об общении с родителями. Есть ли позитивные эмоции от общения с вами у вашего ребёнка на данный момент?

 

Психолог Лариса Саркисова

2020